Новые законы
Тарифы на воду станут долгосрочными
C Нового года вступил в силу федеральный закон № 416 «О водоснабжении и водоотведении» за исключением положений об ограничении приватизации, вступивших в силу с 1 января 2012 г. Отметим, до этого дня водопроводное хозяйство оставалось единственным инфраструктурным сектором, не имеющим отраслевого закона и созданной в соответствии с ним отраслевых нормативно-правовых актов. Теперь на законодательном уровне будут решены вопросы, которые ранее регулировались только подзаконными актами в системе договоров в сфере водоснабжения и водоотведения, в правилах подключения абонентов к централизованным сетям и т.д.
Закон определил, что органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны утверждать схемы водоснабжения и водоотведения. Они войдут в число документов, определяющих направление развития соответствующей территории. Значение такой схемы для организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, в том, что без нее с 1 января 2014 г. нельзя будет утвердить их инвестиционные программы.
Что касается инвестиционных программ, то утверждать их будет уже не орган местного самоуправления, а уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, хотя Закон допускает возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ
Кроме того, вносятся изменения в правила установления тарифов за водоснабжение и водоотведение, которые теперь будут утверждаться органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Органы местного самоуправления не будут устанавливать надбавки к тарифам на товары и услуги снабжающих организаций, как это происходит сейчас. Минимальный срок действия равен одному календарному году, а максимальный — пяти годам.
Также расширяется перечень видов деятельности, плата за которые будет взиматься по утвержденным тарифам. Теперь регулироваться со стороны государства будет плата за транспортировку воды и сточных вод.
В Законе перечислены договоры, которые может заключать водоснабжающая организация для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Их можно объединить в три группы.
1) Договоры, заключаемые с абонентами:
— договор горячего или холодного водоснабжения;
— договор водоотведения;
— единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Каждый из трех перечисленных договоров является публичным договором. В Законе для них установлены существенные условия, а также определены нормы Гранжданского Кодекса РФ, применимые к каждому из видов. Так, к договору водоснабжения должны применяться нормы ГК РФ об энергоснабжении. К договору водоотведения — нормы о возмездном оказании услуг, а к единому договору водоснабжения и водоотведения будут применяться в соответствующих частях и нормы об энергоснабжении, и нормы о возмездном оказании услуг.
Закон расширил перечень оснований для временного прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения (ст. 21 Закона).
Теперь в их число входят:
1) существенное ухудшение качества питьевой воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения;
2) отведение в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;
3) воспрепятствование допуску представителей организации, осуществляющей водоотведение к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод;
4) превышение абонентом в три раза и более нормативов или лимитов допустимых сбросов загрязняющих веществ (иных веществ и микроорганизмов), совершенное два раза и более в течение одного года с момента первого превышения;
5) наличие у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором.
Прекращение или ограничение водоснабжения и водоотведения по двум последним из перечисленных оснований возможно после предварительного (не менее чем за одни сутки) уведомления абонента и перечисленных в Законе органов государственной власти и местного самоуправления.
Саглара Ирвисова газета «Элистинская панорама» 15.02.2013г.